При консультациях собственников микробизнесов или стартапов часто поступают 2 вопроса: «Как получить клиента бесплатно?» или «Как найти клиентов, не вкладывая денег в рекламу?». Причины, по которым возникает данный вопрос, разбирать не имеет смыла, а вот ответ на них напишу ниже.
Нужно сразу оговориться: все, что будет сказано ниже, более подходит для микробизнесов, стартапов и малого бизнеса.
Итак, как же начать получать клиентов бесплатно или почти бесплатно? Ответ на данный вопрос лежит в области одного из направлений маркетинга — партизанского маркетинга. Еще его называют маркетингом без бюджета, вирусным, сарафанным.
Партизанский маркетинг — это все тот же маркетинг, но имеющий в своем арсенале трюки, приемы, инструменты и фишки не обременительные для вашего кошелька. Они основываются на человеческой психологии и нацелены на оценку и предсказание поведения людей, влияния на них, проведения экспериментов и качественной оценки результатов вашего маркетинга.
В целом, эти инструменты либо бесплатные либо малозатратные. Примерами таких инструментов являются: “живые” семинары через госструктуры поддержки предпринимательства, реклама при входящем телефонном звонке в вашу компанию, ведение блога, необычная визитка, нетворкинг с потенциальным клиентами на выставках, семинарах и др.
Но прежде чем заниматься партизанским маркетингом, вы должны иметь конкурентоспособный продукт (товар, услугу) высокого качества, реально решающий потребности потребителей. Не имея такого продукта, все остальное не будет иметь никакого смысла. И положительного результата, скорее всего, вы не получите.
Очень важным для понимания является тот факт, что маркетинг это процесс, а не событие. Именно ПРОЦЕСС. Однократные и разрозненные, не связанные между собой события, если и дают результат, то одноразовый.
Как и в классическом маркетинге, в первую очередь, разрабатывается маркетинговый план, которому необходимо следовать. В нем проясняются такие вопросы как:
- кто ваши клиенты, их сегментация (чтобы наиболее точно доносить до них свои рекламные сообщения);
- позиционирование продукта;
- целевой рынок;
- маркетинговые инструменты;
- бюджет;
- конечная цель маркетинга;
- и др.
На поставленный в начале статьи вопрос ответить можно так: разработав маркетинговый план, в основе которого будут взяты инструменты партизанского маркетинга, помноженный на продукт высокого качества, помноженный на отличный предоставляемый вами сервис и помноженный на время дадут вам стабильный приток бесплатных клиентов. Если вы все сделаете правильно, то это даст лояльных клиентов, которые, в свою очередь, будут делать повторные покупки и рекомендовать вас другим.
Но этот путь достаточно длинный: не вкладывая в продвижение денежные средства, вам придется инвестировать свое время.